Анафилактический шок



Анафилактический шок – это острая системная реакция (аллергического характера) на воздействие (как правило, повторное) определённого аллергена.

Анафилактический шок представляет собой прямую угрозу жизни пациента.

Летальный исход может наступить от резкого падения артериального давления, а также развития отёка Квинке и смерти от асфиксии (удушья).

Анафилактический шок, в отличие от других аллергических реакций, представляет серьёзную угрозу по причине быстрого развития угрожающих жизни пациента симптомов. Для пациентов, которые уже перенесли некогда анафилактический шок, наличие «паспорта аллергика» с указанием препаратов или других аллергенов, на которые была подобная реакция, — обязательное условие выживания. В идеале аллергикам, имеющим в анамнезе анафилактический шок, рекомендуется всегда иметь с собой шприц с адреналином (эпинефрином) или другим рекомендованным средством для экстренной ликвидации последствий анафилактического шока в рамках доврачебной помощи.

Возможные причины анафилактического шока:

  • введение лекарственного препарата
    • анестетика;
    • антибиотика;
    • нестероидного противовоспалительного средства;
    • вакцины;
    • рентгеноконтрастного средства.
  • укус насекомого (осы, пчелы);
  • употребление аллергенов в пищу
    • морепродукты;
    • арахис;
    • экзотические блюда и продукты;

Симптомы анафилактического шока:

  • кожные проявления (неожиданно появляющаяся крапивница, кожный зуд);
  • дыхательные проявления (першение в горле, кашель, отёк Квинке);
  • резкое снижение артериального давления;
  • изредка – шум в ушах, ощущение головной боли, давящее ощущение в голове, резкая слабость, сдавливающие боли за грудиной.

После того, как артериальное давление существенно снизится, пациент теряет сознание.

Anafilakticheskiy shok

Профилактика анафилактического шока

Профилактика возможна лишь для аллергиков, которые точно знают, на какой именно возбудитель развивается анафилактический шок. При пищевой аллергии или аллергических реакциях на определённые лекарственные средства надлежит избегать употребления аллергенов.

Осложнения после анафилактического шока:

  • отёк гортани;
  • отёк трахеи;
  • отёк крупных бронхов (или комплексный отёк верхних дыхательных путей);
  • коллапс, т.е, падение давления до нуля;
  • выраженная аритмия.

Oslozhneniya posle anafilakticheskogo shoka

Лечение анафилактического шока

Следует помнить, что неотложная помощь при анафилактическом шоке оказывается только квалифицированными специалистами, поэтому при первых признаках данного состояния необходимо экстренно связаться с ближайшей станцией Скорой помощи. Пострадавшего необходимо уложить на ровную поверхность, голову ему лучше всего повернуть на бок, чтобы облегчить дыхание. В случае, если анафилактический шок развился как реакция на введение лекарственного средства, следует как можно скорее прекратить терапию, аналогично – при пищевых реакциях. Если анафилактический шок развился в результате медицинских манипуляций, следует по возможности уменьшить выраженность аллергических реакций (например, с помощью антигистаминных препаратов, глюкокортикостероидов).

В тех случаях, когда анафилактический шок приводит к отёчности верхних дыхательных путей и дыхательной непроходимости, требуется обеспечить доступ воздуха (при наличии возможности – проведение искусственной вентиляции лёгких, хотя бы на уровне искусственного дыхания). Падение артериального давления компенсируется приёмом соответствующих препаратов (при обнаружении соответствующего «паспорта аллергика» и необходимого препарата и по согласованию с диспетчером скорой помощи нужно ввести данный препарат больному). Также используются физрастворы, адреналин и допамин.

Однако самая главная задача – как можно скорее передать больного в руки врачей экстренной медицины.


Заголовок *

Короткое превью *

Полный текст статьи*

Прикрепить фото *

Автор *

Телефон *

E-mail *

Согласен с правилами публикации * Да 

Отправить заявку

ФИО*

Телефон *

E-mail *

Город *

Дополнительно