Вопрос: Что такое  дизартрия или анартрия?

Ответ:

Такое расстройство речи как дизартрия или анартрия представляет собой нарушение произношения, связанное с дисфункцией центральной нервной системы.

При дизартрии произношение вообще – артикуляция, формирование звуков в глотке – имеет существенные расстройства. Обычно больные с этим диагнозом имеют неритмичное дыхание, нарушенный темп и громкость речи, а также практически неподвижную мимическую мускулатуру. Дизартрия может быть следствием дородовой или родовой травмы, может стать результатом заболевания. Так, причиной развития дизартрии может оказаться менингит, менингоэнцифалит и другие инфекционные заболевания мозга. Тяжёлые формы дизартрии отмечаются как компонент детского церебрального паралича или других форм паралича. Больные с тяжёлыми формами дизартрии нуждаются не только в логопедической, но и сугубо медицинской помощи.

Проявления дизартрии чаще всего фиксируются в детстве. В лёгких формах это расстройство заметно у детей в виде нарушений моторики (и общей, и особенно – мелкой), деятельности артикуляционного аппарата, а также в произношении. Речь в случаях лёгкой степени дизартрии – или, как это ещё называется, дизартрический компонент или стёртая форма дизартрии – вполне понятна для окружающих, однако её чёткость оставляет желать лучшего.

Для того, чтобы преодолеть сложности дизартрии и улучшить произношение, необходимо в первую очередь работать над восстановлением и активизацией моторики. Так, нужно понемногу увеличивать дозы твёрдых продуктов, требующих тщательного пережёвывания, в рационе питания, а также в качестве тренировки делать упражнения вроде полоскания рта (с водой или условно). Улучшение управляемости мышц языка и щёк приводят к улучшению произношения. Кроме того, рекомендуется изобразительная терапия. Поскольку рисование требует достаточно хорошо развитой мелкой моторики, то требования этого процесса стимулируют не только мышечную деятельность, но и соответствующие зоны мозга. В качестве упражнений можно использовать также и различные шнуровки, особенно для детей, а также танцы. Движения в такт, соотнесение собственных движений с мелодикой и ритмом очень важно и для детей, и для взрослых, имеющих проблемы с речью. Кроме того, такого рода движения как, например, прыжки на одной ноге – требующие достаточно высокого уровня координации движений – также активно стимулируют и речевую активность.

Работа по восстановлению или формированию речевой функции должна вестись совместными усилиями логопеда, психоневролога, физиотерапевта, а также специалиста по лечебной физкультуре.

от admin